Новости

30.07.2018

Спортивные состязания без зрителя – занятие несколько бессмысленное. В конце концов, не только ради постоянного преодоления себя спортсмены работают над собой и становятся лучше. Самбо в этом плане не исключение. А что нужно зрителю, если он наблюдает состязания не вживую с трибуны? Информативный, интересный текст, но не менее (а то и более) важна картинка мероприятия – фотографии или видео спортсменов, бросков, эмоции.

«АН» пообщались с бойцами невидимого фронта из мира самбо, теми, кто не просто создаёт картинку, но и умеет передать дух, накал и динамику этой увлекательнейшей борьбы. Теми, кто смотрит на самбо сквозь объектив.

Первый наш герой – Мария Мережникова из Екатеринбурга. Профессиональной фотографией она занимается последние 5 лет, а основной заработок – это рекламная съёмка. 

Мария Мережникова: В самбо я попала случайно. Однажды позвали на съёмки соревнований, и буквально с первого раза меня очень увлёк как сам вид спорта, так и процесс работы. Вдобавок у меня получился очень классный репортаж, который понравился всем в федерации самбо, так что решили, что будем продолжать совместную работу. С тех пор и снимаю.

Самбо зацепило эмоциями и напряжением, которые я видела в глазах спортсменов. На самом деле меня очень впечатлило то, что даже если до конца поединка остаётся 3 секунды, то любой из борцов может одержать победу. Причём даже если ты всю дорогу вёл в схватке, но в конце расслабился – этим может воспользоваться соперник. Самбо показывает, что никогда не нужно сдаваться и расслабляться, что нужно быть всегда в тонусе и начеку. Причём при съёмках борьбы то же самое – ты можешь наблюдать вялую схватку, а на её исходе будет какой-нибудь яркий бросок или подножка. Поэтому фотографу тоже нужно быть целиком в поединке и не расслабляться.

Снимать самбо очень непросто. Например, зачастую схватки происходят на трёх коврах одновременно, а какое-нибудь интересное действие могут совершить на дальнем ковре от тебя. Поэтому в работе присутствует небольшой элемент удачи – окажешься ли ты в нужное время и в нужном месте? Кроме того, когда работаешь на соревнованиях, они, как правило, продолжаются с утра и до самого вечера. За это время нужно не только отснять материал, но и успеть его обработать и подготовить к публикации. Плюс всё это время почти не ешь (смеётся) да и фотоаппарат нелёгкий! Так что это тяжело и физически, и эмоционально. Но мне нравится, потому что это живые сюжеты, неподдельные эмоции людей. Тем более спортсмены всё же немного отличаются от обычных людей, которых мы видим каждый день.

Спортивная фотография – это документирование реальности. Поэтому моя главная задача – это сохранить те яркие моменты, которые были. И очень приятно, когда спортсмены потом эти фотографии сохраняют себе, делятся ими с другими в соцсетях, или когда их используют спортивные журналы.

Творческие планы? В прошлом и позапрошлом году я сотрудничала с федеральным журналом «Время самбо», который выпускает Всероссийская федерация самбо. Люди, которые в нём работают, подходят к освещению спорта очень нестандартно и творчески. Например, я делала серию фотографий, где фотографировала руки самбистов – они такие намозоленные, натруженные – и соотносила их изображение с портретами борцов.

Следующий наш собеседник – Евгений Яшин, спортивный журналист со стажем. Сегодня он директор студии спортивного кино, признанный мастер своего дела и автор фильма «Ронин. История бездомного бойца», который занял второе место на IV Всероссийском фестивале спортивного кино и телевидения в номинации «Спорт и личность».

Евгений Яшин: Я родился в городе Кстово Нижегородской области и как все местные мальчишки в детстве занимался самбо. Выбирать особо не приходилось – другого вида спорта у нас в то время не было. Каких-то высот на этой стезе достичь не удалось, однако, в жизни мне этот спорт всё равно пригодился. Плюс все друзья у меня самбисты – поэтому выбор первых объектов для съёмки был предопределён. К тому же так получилось, что первый видеосюжет я сделал как раз о самбистах.

Случилось это, когда я был директором студии кабельного телевидения. Как-то раз нужно было ехать делать сюжет о Чемпионате Европы по самбо в Москве, но наш оператор заболел. Поэтому я взял камеру, инструкцию, сел в поезд – и пока ехал, разобрался, как ей пользоваться. В Москве уже отснял соревнования, вернулся, взял пару уроков по монтажу и самостоятельно сделал материал. Людям это понравилось и вот так всё и понеслось дальше.

Правда, если оценивать сегодня мой тогдашний труд, то я бы даже смотреть его не стал! (смеётся)

Самбо, как тема работы, зацепило тем, что это всё-таки один из самых динамичных видов спорта. При его съёмке получается красивая и яркая картинка, постоянно что-то меняется в кадре, разные характеры и т.д. С точки зрения видео – это идеальный вариант. Не нужно никуда далеко бегать. Если взять, например, футбол или хоккей, то для их съёмок нужна дорогая аппаратура, да и одной камерой уже не обойдёшься. А в самбо можно спокойно отснять поединок на одном ковре, потом походить и запечатлеть зрителей, а в итоге получается хорошая картинка.

Самое важное в моей работе – это быть в теме. Если ты не в теме, то лучше вообще не начинать. Если человек, который привык снимать свадьбы и дни рождения начинает снимать спорт – зачастую получается бред сивой кобылы. Ведь если оператор не понимает что он снимает и о чём то, что ещё может получиться? Даже если человек профессионал и работает на телевидении, но не снимает самбо и ничего не знает об этом виде спорта, он всё равно не понимает, что происходит на ковре и упускает всё самое важное и интересное. Поэтому на выходе получаются плохие репортажные съёмки, не говоря уже о каком-то более монументальном жанре.

Самое сложное в работе – наличие связей. Они дают возможность попадать на необходимые турниры и снимать всё самое интересное. Просто, если вы, условно, с улицы оказываетесь на соревнованиях, то вам особо ничего не покажут. Плюс, как правило, это не приносит денег, а в стране мало людей кто ради идеи готов что-то снимать. 

Идея? Раньше была идея помочь своим ребятам, знакомым. Например, по моим съёмкам спортсмены отсматривали будущих соперников и могли готовиться конкретно под какого-то спортсмена, зная его слабые, сильные стороны или какие-то фишки. Но в основе своей – было желание продвигать самбо с медийной точки зрения.

Иван Писаренко – наш третий герой – работает в легендарной школе «Самбо-70». На 30 с лишним лет профессиональной деятельности, непосредственно в Центре спорта и образования приходится 20.

Иван Писаренко: Увлечение фотографией началось с раннего детства. У отца был фотоаппарат, и первые попытки что-то снять появились ещё в возрасте 8-9 лет. Уже в 7-ом классе меня это по-настоящему торкнуло и увлекло. Я тогда сам занимался спортом и снимал своих друзей на ковре, а друг семьи учил меня проявлять плёнку и печатать фотографии. Потом моему хобби в школе нашли применение – отправили в редколлегию. Так, к выпускному вечеру оформил большую фото подборку в виде стенгазеты листов на 10 ватмана!

После поступил в Политех на факультет «Фототехники», где получил очень серьёзную базу. Мне повезло – я учился у мастодонтов, которые ещё писали учебники по фотографии. 

Съёмка спорта для профессионального фотографа – это очень большая ответственность. Очень часто сталкивались с коллегами с ситуацией, когда приезжает человек и задаёт вопрос: «А что сейчас будет?». Поэтому если ты никогда не снимал тот или иной вид спорта необходимо почитать его правила и понимать, какие ожидать действия от спортсменов на площадке. Чтобы ты мог исходя из этого, выбрать необходимую аппаратуру, подобрать наиболее привлекательную точку съёмки и т.д. 

Специфика работы со спортсменами в том, что ты контактируешь с ними довольно часто на разных соревнованиях и можешь подсмотреть у них различные фишки или характерные жесты. Кто-то целует руку и вскидывает её в сторону публики, когда-то люди делали сальто на ковре и многое другое. И ещё один важный момент – нельзя опускать объектив, когда человек выиграл! Потому что дальше начинаются сплошные эмоции. Так или иначе, человек реагирует на проигрыш или победу и к этому нужно быть всегда готовым. Поэтому у тебя на съёмках должно быть минимум два фотоаппарата с разной оптикой, чтобы ты мог моментально поменять технику и сделать хороший крупный снимок.

Самое сложное в работе как раз ответственность. Ты ответственен за материал, который делаешь и публикуешь. Важно ещё не зацикливаться на постоянных съёмках ковра, чтобы это не перерастало в рутину и таким образом не перегорать. Я живу фотографией, и помимо спорта люблю и делаю много снимков другого жанра – например, недавно вернулся из Праги и привёз оттуда более полутора тысяч фото! Люблю городскую архитектуру и ночные городские пейзажи. Когда вот так отвлекаешься, начинаешь не просто делать очередную фотографию спортсмена с медалькой, а постоянно думаешь, крутишься, фантазируешь…

Что самое интересное в работе? Получать кайф от хорошего снимка! Мне реально нравится, когда на фотографии получается то, что я задумал. Причём это не обязательно какой-то бросок спортсмена с невероятной амплитудой. Главное получать удовольствие от своей работы и тогда будет результат!

Меня как-то журналисты спрашивали, мол, каков критерий отбора фотографии – должно нравиться мне или публике? Я долго думал и принял решение, что должно в первую очередь нравиться мне как художнику и автору. А если это находит отклик и у публики, то это двойная благодарность!

Источник - http://argumenti.ru

Мы родом из самбо 

лого самбо 2.png


Возврат к списку

Другие новости

Бочкарев: монолитные работы в центрах самбо и бокса в "Лужниках" выполнены на 92%
Бочкарев: монолитные работы в центрах самбо и бокса в "Лужниках" выполнены на 92% В международном центре самбо и центре бокса на территории олимпийского комплекса "Лужники" на 92% завершено возведение монолитных конструкций.
Международный юношеский турнир по самбо под патронажем Постоянного комитета  Союзного государства прошел в Беларуси в минувшие выходные
Международный юношеский турнир по самбо под патронажем Постоянного комитета Союзного государства прошел в Беларуси в минувшие выходные 24-25 июля под Минском при поддержке Постоянного комитета Союзного государства состоялся Международный турнир по самбо на призы Заслуженного мастера спорта Республики Беларусь А.А. Курлыпо.
Габдуллин посоветовал самбистам не расслабляться после признания вида спорта олимпийским
Габдуллин посоветовал самбистам не расслабляться после признания вида спорта олимпийским Президент Союза смешанных боевых единоборств (ММА) России Радмир Габдуллин прокомментировал новость о включении самбо в программу следующих Олимпийских игр.
Свой День рождения отмечает боец Мирзабеков Руслан
Свой День рождения отмечает боец Мирзабеков Руслан Сегодня, 24 июля, День рождения празднует советский и российский боец Руслан Рашидханович Мирзабеков.